НОКО
Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования");
Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной Палате Российской Федерации";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. N 951 "О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р";
Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
"Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf;
В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. N 13-312 "О подготовке публичных докладов".
http://www.suleiman-stalskiy.ru/nok/
Зачем учителю независимая оценка квалификации
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон). Закон регулирует вопросы подтверждения соответствия квалификации работника (претендента) профстандарту либо требованиям к квалификации. Требования к квалификации устанавливаются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Как устроена система независимой оценки квалификации
Согласно Закону, в России формируется система независимой оценки квалификации.
Её участниками являются:
1) национальный совет;
2) национальное агентство развития квалификаций;
3) советы по профессиональным квалификациям;
4) центры оценки квалификаций;
5) работодатели;
6) соискатели;
7) Минтруд России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Управляет системой независимой оценки по профессиональным квалификациям Национальный совет при Президенте РФ. Положение о Национальном совете по профессиональным квалификациям утверждено Указом Президента РФ от 16.04.2014 N 249.
Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций.
По решению Национального совета создается Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности. Примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и Порядок наделения его полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий утверждены приказом Минтруда РФ от 19 декабря 2016 года N 758н.
Независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена осуществляют Центры оценки квалификаций. Правила проведения независимой оценки квалификации центром оценки квалификаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204.
Что такое независимая оценка квалификации
В соответствии со ст. 195.3 ТК РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, а работники организации должны соответствовать их требованиям. Например, в образовательных организациях должен применяться профстандарт «Педагог». Поэтому, принимая на работу учителя, директор школы должен убедиться, что претендент на эту должность удовлетворяет требованиям, закрепленным в соответствующем профстандарте.
Как сказано в Законе, независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.
Независимая оценка квалификации проводится на добровольной основе: либо по инициативе работника за собственные деньги, либо по направлению работодателя за его счет с письменного согласия работника.
Обратим внимание, что независимая оценка квалификаций не является обязательной ни для работников, ни для работодателей. Это только лишь их право. Она проводится на добровольной основе организацией, независимой ни от работодателя, ни от организации. Для педработников применение профстандартов пока отложено. Это время дано для того, чтобы они могли соответствующим образом подготовиться, чтобы соответствовать профстандарту.
Предполагается, что система независимой оценки профессиональной квалификации позволит стимулировать работников к поддержанию уровня квалификации в течение всей трудовой деятельности. Считается также, что она позволит:
- работнику — реализовать свое право на независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профессиональным стандартам или квалификационным требованиям, планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру;
- работодателям — обеспечить потребность организации в квалифицированных кадрах, планировать обучение работников.
Как это делается
В соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ, оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена. Проведение профэкзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
В соответствии с Правилами профэкзамен состоит из теоретической и практической частей. Для проведения теоретического этапа используются тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, на установление соответствия, на установление последовательности.
Для проведения практического этапа используются два типа заданий: задание на выполнение трудовых функций, трудовых действий в реальных или модельных условиях, портфолио.
Комплекс заданий и критерии оценки по соответствующей квалификации утверждаются советом по профессиональным квалификациям.
Профэкзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки. При успешном прохождении профэкзамена соискатель получает Свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — Заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.
Сведения о выданных Свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Если соискатель или работодатель не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, то они вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.
Обратим внимание, что результат оценки квалификации работника не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Ни в Законе, ни в ТК РФ ничего не сказано о том, обязан ли работник иметь Свидетельство о независимой оценке квалификации, должен ли работодатель требовать от работника это Свидетельство при приеме на работу, обязан ли он принимать его в расчет для карьерного роста работника. Также ТК РФ не предусмотрено в качестве основания для увольнения получение работником неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена.
Вместе с тем, по мнению юристов, Свидетельство об оценке квалификации с положительным заключением может оказаться полезным, если работник захочет опротестовать увольнение по п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК (по несоответствию занимаемой должности), как доказательство незаконного увольнения.
О льготах
В связи с принятием Закона N 238-ФЗ внесены изменения в Трудовой и Налоговый кодексы РФ.
Так, Федеральным законом от 03.07.2016 N 239-ФЗ скорректирована ст. 187 ТК РФ. В частности, определено, что при направлении работодателем сотрудника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В новой редакции изложена ст. 178 ТК РФ. Теперь, если оценка квалификации будет проводиться в другой местности, работнику производится оплата командировочных расходов. Скорректированы статьи 196 и 197. Согласно внесенным изменениям работодателю нужно будет внести соответствующие изменения в коллективный договор и другие локальные нормативные акты организации.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г N 251-ФЗ скорректированы отдельные положения НК РФ. В частности, в ст. 217 НК РФ включен еще один вид доходов физических лиц, не подлежащих обложению НДФЛ, — суммы платы за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Кроме этого, при определении размера налоговой базы для обложения НДФЛ работник с 01.01.2017 имеет право на социальный вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность.
Примечание. Закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ не применяется в отношении государственных служащих.
Справочно
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 до 1 января 2020 г. устанавливается переходный период, в течение которого все педагогические работники образовательного учреждения должны быть переподготовлены так, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.
В соответствии с приказом Минтруда РФ от 26 декабря 2016 года № 835н дата начала применения профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» переносится с 1 января 2017 г. на 1 января 2018 года.
18.12.2019
18.12.2019
12.12.2018
12.12.2018
12.12.2018
25.12.2019
10.06.2020
10.06.2020
10.06.2020
10.06.2020
10.06.2020
10.06.2020
10.06.2020
10.06.2020
10.06.2020
11.06.2020
7.12.2020
7.12.2020
7.12.2020
15.04.2021
28.04.2021
29.12.2021
15.03.2022
31.10.2022
12.07.2023
25.03.2024
15.04.2024
6.09.2024